ГЛУХОНЕМОТА
ГЛУХОНЕМОТА — состояние, при котором отсутствует способность к восприятию звуков (глухота) и возможность общения с окружающими с помощью речи (немота).
Основным в глухонемоте является глухота, а немота обычно присоединяется к глухоте.
Если у ребенка имеется врожденная глухота или он потерял слух в раннем детстве, то он не может научиться говорить вследствие того, что не слышит речи окружающих.
В тех случаях, когда глухота развивается в тот период, когда ребенок уже может немного говорить, все же после заболевания, вызвавшего глухоту, он постепенно разучивается говорить и становится немым.
Глухонемые дети правильно ориентируются в окружающей обстановке. У них развивается так называемая мимико-жестикулярная речь. Иногда она достигает такой степени, что позволяет ребенку обобщать свои восприятия.
Однако мимико-жестикулярная речь не может в достаточной мере возместить отсутствие словесной речи; она ограничена как средство общения (так как пригодна для общения лишь с узким кругом людей, которые с ней знакомы) и в качестве базы мышления.
Журнал «Здоровье»
Неврит слухового нерва
Г. А. ТАВАРТКИЛАДЗЕ,
кандидат медицинских наук
Наблюдательные родители не оставят без внимания ненормальные реакции ребенка на звуки, заметят любое нарушение в развитии его речи.
При неврите слухового нерва (нейросенсорная тугоухость) поражаются и рецепторные образования внутреннего уха, и волокна слухового нерва. У человека понижается слух, возникает шум в ушах.
Среди наиболее частых причин возникновения тугоухости — острые инфекционные и вирусные заболевания, бесконтрольно принимаемые лекарственные препараты, такие, как антибиотики аминогликозидного ряда, некоторые мочегонные средства, например, фуросемид. Подробнее >>>
НЕВРИТ СЛУХОВОГО НЕРВА
И. Б. РИМАН,
кандидат медицинских наук
Среди причин тугоухости первое место занимает неврит слухового нерва. Этим термином принято обозначать различные поражения звуковоспринимающего аппарата — сложной системы нервных образований, начинающейся во внутреннем ухе, в улитке, и заканчивающейся в коре головного мозга.
Чаще всего страдает спиральный (кортиев) орган, находящийся в улитке, поэтому неврит слухового нерва нередко называют еще кохлеарным невритом (улитка по-латыни — cochlea).
Неврит слухового нерва может быть одно- или двухсторонним, развиться в любом возрасте и быть врожденным. Слух в некоторых случаях снижается внезапно, а чаще — исподволь. Подробнее >>>
Компенсация глухонемоты возможна лишь при условии специального обучения и воспитания.
Глухонемой ребенок до школы подражает речи окружающих. На этой стадии развития у него наблюдаются только выкрики или отдельные похожие на слова созвучия, но овладеть речью он не может.
Только в результате специального обучения, когда педагог особыми приемами учит ребенка подражать звукам человеческой речи, у него формируется язык слов.
Перед педагогом стоит задача вызвать у ребенка с помощью зрения и осязания более или менее точное воспроизведение того или иного звука или слова, закрепить и автоматизировать приобретенное ребенком умение и научить его связывать новое слово с понятием или представлением о предмете.
Главную роль при освоении ребенком произношения звуков и слов (при так называемой постановке голоса и звуков) играют зрительные ощущения, дрожания гортани (вибрации).
Учитель приближает руки ученика к своей гортани, щеке или груди для того, чтобы ученик ощущал вибрацию при произношении того или иного звука и мог потом проверить на своей гортани, щеке или груди интенсивность и характер колебаний.
Вместе с тем ребенок может воспринимать с губ или с лица произношение педагога и контролировать с помощью зеркала свое произношение.
Помимо самих речевых движений, глухонемой может воспринимать зрительно и некоторые побочные явления, связанные со звукопроизношением, например, отклонение поднесенной ко рту полоски бумаги, колебание пламени свечи, запотевание поверхности зеркала, которые вызываются выдыхаемой струей воздуха.
Все это используется в обучении глухонемых произношению.
Возможность визуального (т. е. глазом) контроля над произносимым значительно расширяется в случае применения аппаратуры, трансформирующей связанные с речью механические явления и оптические сигналы.
К такой аппаратуре относятся, например, виброскоп (аппарат, улавливающий вибрацию хрящей носа и гортани), вольтметр, осциллоскоп (показывающие силу голоса), спектрограф, известный под названием «видимая речь».
Глухонемые, обладающие остатками слуха, могут в некоторой мере использовать и его для усвоения произносительной стороны речи.
Роль остатков слуха для усвоения глухонемыми произношения значительно расширяется при применении современной звукоусиливающей аппаратуры.
Обучение и воспитание глухонемых детей в Советском Союзе осуществляются в специальных учреждениях.
Для самого младшего возраста имеются специальные ясли, которые находятся в ведении местных органов здравоохранения. В яслях воспитываются глухонемые дети от 1-2 до 3 лет.
Дети, достигшие 3-летнего возраста, направляются в детские сады (дома), где они пребывают до 7 лет.
В яслях и детских садах для глухонемых ведется работа по физическому, умственному, нравственному, трудовому и эстетическому воспитанию детей.
Вместе с тем с глухонемыми воспитанниками проводится большая специальная педагогическая работа, направленная на формирование у детей словесной речи (включая навыки произношения и чтения с губ), развитие и использование остатков слуха, а также на развитие моторики у детей (музыкально-двигательные занятия).
В соответствии с законом о всеобщем обязательном обучении все глухонемые дети, достигшие 7 лет, поступают в специальную школу. В школе глухонемых имеется приготовительный класс и 8 основных.
Школа глухонемых дает учащимся общеобразовательную подготовку в объеме примерно 4 классов средней школы (с некрым превышением).
Специфическое содержание программы школы глухонемых составляет большая работа по формированию у учащихся словесной речи в ее устной и письменной форме.
Существенными разделами этой работы являются воспитание у учащихся навыков разборчивого произношения и беглого чтения с губ.
Программой предусмотрена также особая работа по развитию и использованию имеющихся у детей возможностей слухового восприятия.
Важнейшим разделом школьного обучения глухонемых является их профессионально-трудовая подготовка.
В младших классах (с приготовительного по 3-й) проводят уроки ручного труда, а в последующих учащиеся получают профессиональную подготовку, для которой имеются мастерские (чаще всего столярная, слесарная, швейная, трикотажная).
Необходимость осуществления указанных специфических задач школы глухонемых является причиной того, что общеобразовательная программа 4 классов средней школы усваивается глухонемыми в течение 9 лет.
Для наиболее успевающих учащихся при ряде школ имеются классы повышенного образования (9-12-й классы), окончив которые глухонемые получают знания в объеме 7 классов средней школы.
С глухонемыми школьниками ведется большая внеклассная и внешкольная работа.
Основная масса глухонемых по окончании школы работает в промышленности, в сельском хозяйстве. Однако окончившие школу имеют также возможность получить дополнительную профессиональную подготовку в специальных ремесленных училищах, школах фабрично-заводского обучения и учебно-производственных предприятиях.
Окончившие 12-й класс могут продолжать свое образование в техникумах или, работая на производстве, поступить в заочную среднюю школу и далее держать экзамены в вуз.
Взрослые глухонемые пользуются в СССР всеми гражданскими и политическими правами наравне со слышащими.
Во всех 15 союзных республиках имеются общества глухонемых. В задачи этих обществ входят трудоустройство глухонемых, улучшение их культурно-бытового обслуживания, повышение идейно-политического, общеобразовательного и технического уровня, полное и организованное вовлечение глухонемых в ряды активных строителей коммунизма.
Наиболее крупным является Всероссийское общество глухонемых (ВОГ).
В РСФСР насчитывается 100 домов культуры и клубов, 326 библиотек и 350 красных уголков для глухонемых. Во всех клубах имеются театральные и танцевальные коллективы.
Общество систематически проводит межобластные и республиканские смотры художественной самодеятельности.
В Москве организована Центральная театральная студия для глухих и глухонемых.
И. И. Потапов (Список авторов крупных статей) >>>