НЕМОТА
НЕМОТА, алалия (от греческого alalos — немой), — отсутствие речи при нормальном слухе.
Функция речи особенно чувствительна по отношению к различным неблагоприятным моментам (болезням, травмам), расстраивающим деятельность центральной нервной системы.
Большинство речевых расстройств возникает в раннем детстве; речь совсем не развивается или развивается слишком слабо, если деятельность высших отделов мозга (коры) угнетена, а связи между ними нарушены вследствие заболевания, травмы и т. д.
Безречевых детей можно разделить на 4 категории.
К первой относятся дети, которые лишены возможности построения и произношения слов как выражения мысли, чувства (см. Афазия).
У них нервно-мышечный аппарат гортани, неба, языка, губ не имеет особых отклонений. Они могут издавать отдельные, большей частью неопределенные звуки. Понимание речи окружающих обычно ограничивается кругом некоторых потребностей — есть, гулять, спать.
С возраста 4-5 лет вместе с некоторым развитием общей двигательной сферы у ребенка появляются слова — имена окружающих людей, названия предметов (очень часто по звукоподражанию — «му», «ав-ав», «би-би»). Однако его речь трудно понимаема; для окружающих он остается «немым».
Вторая категория немоты — у детей с органическими поражениями центральной нервной системы; такие дети не могут произносить слова вследствие паралича мышц речевых органов (обычно вместе с параличами или парезами конечностей, например, при так называемом псевдо-бульбарном параличе).
Жевание, глотание при этом также расстроены.
Такие дети понимают речь окружающих, но хуже, чем нормальные дети, так как у них нет собственного словаря, а также слуховых и двигательных представлений о своей речи.
К третьей категории принадлежат безречевые дети, которые не носят следов грубого органического поражения центральной нервной системы.
Причины не достаточности их речи — какие-либо неблагоприятные условия общего развития, ослабившие высшую нервную деятельность (например, токсикоз или заболевание почек у матери во время беременности, множественные заболевания в раннем детстве или какое-нибудь длительное истощающее заболевание, например, тяжелая диспепсия).
У таких детей нередко отмечаются запаздывание ходьбы, прорезывания зубов, ночное недержание мочи; они иногда отстают в росте.
Звукопроизносительной речи эти дети лет до 4 или совсем не имеют, или произносят неясные элементы нескольких слов.
Понимание речи окружающих у них удовлетворительное, но в меньшем объеме, чем в норме; они образно объясняются жестикуляцией и мимикой. Мышление их сугубо конкретно.
Лет с 4-5 у них начинает развиваться речь, но обычно медленно, с неправильным произношением многих звуков, с аграмматизмами.
Детей этих трех категорий немоты можно обучать при своевременной помощи логопеда и врача-психоневролога.
К 4-й категории безречевых детей относятся дети, у которых поражение центральной нервной системы способствовало интеллектуальной неполноценности (например, дети с недоразвитиями мозга).
У таких детей речь не развивается на основе общего умственного поражения или недоразвития.
Эти дети должны находиться в специальных учреждениях для тяжелых олигофренов (см. Олигофрения).