ОЛИГОФРЕНИЯ
ОЛИГОФРЕНИЯ (от греч. oligos — малый и phren — ум), малоумие, — различные формы психического недоразвития, врожденные и рано приобретенные.
Признаками, объединяющими всю группу олигофренов, являются наличие умственного недоразвития и отсутствие прогрессирования болезни.
Олигофрения проявляется не только умственным, но и физическим недоразвитием: отсталостью в росте, диспропорциями телосложения, неправильным строением черепа, задержкой или, наоборот, преждевременным половым развитием.
Частыми признаками олигофрении являются нарушение речи, движений, дефекты органов чувств. Отмечаются также некоторые особенности и в поведении больных олигофренией: у одних — двигательное беспокойство, неустойчивость настроения, повышенная раздражительность, неспособность контролировать свои влечения; у других, наоборот, преобладают вялость, заторможенность.
Причины олигофрении различны. В большинстве случаев олигофрения обусловлена воздействием внешних вредностей, повреждающих половые клетки (яйцеклетки, сперматозоиды) родителей или нарушающих развитие центральной нервной системы плода во внутриутробном периоде или ребенка в младенческом возрасте. Лишь в небольшой части случаев олигофрении ее причиной является патологическая наследственность.
К числу наиболее часто встречающихся внешних факторов, обусловливающих олигофрению, относятся инфекции (грипп, воспаление легких, дизентерия, краснуха, менингиты и энцефалиты, сифилис и др.), перенесенные матерью во время беременности или ребенком в первые годы жизни, интоксикации беременной матери (алкоголь, хинин и др.), травмы ребенка во время родов и в младенческом периоде, воздействие лучевой энергии, длительное голодание.
В последние годы были изучены две формы олигофрении инфекционного происхождения: олигофрения, обусловленная заболеванием матери в первые месяцы беременности краснухой и проявляющаяся тяжелым слабоумием ребенка, дефектами зрения (катаракта) и слуха (глухота) в сочетании с пороками сердца; олигофрения, обусловленная токсоплазмом (паразит —микроорганизм токсоплазма — проникает из организма здоровой матери в плод через плаценту) и сочетающаяся часто с поражением глаз, головной водянкой и эпилептическими припадками.
В возникновении олигофрении большое значение имеют расстройства функций желез внутренней секреции (щитовидной железы, мозгового придатка и др.). Вредное влияние на развитие плода оказывают такие заболевания беременной женщины, как диабет, болезни крови, сердечно-сосудистой системы, почек и др., при которых нарушается питание плода и обеспечение его кислородом.
В этой группе олигофрении наиболее известны отдельные формы микроцефалии (малоголовие), водянки мозга и болезнь Дауна (по имени английского врача Л. Дауна, описавшего эту форму олигофрении).
Различные проявления олигофрении зависят также от времени воздействия вредности: вредности, действующие на зачаток, плод, в раннем периоде беременности могут явиться причиной тяжелых пороков развития мозга; повреждение плода в последние месяцы беременности или болезни ребенка в первые годы жизни дают менее глубокие дефекты развития.
В зависимости от степени недостаточности интеллекта при олигофрении различают три группы:
наиболее тяжелая — идиотия (от греч. idioteia — в переносном смысле: грубость, невежество),
менее тяжелая — имбецильность (от лат. imbecillus—слабый, немощный),
и относительно легкая — дебильность (от лат. debilis — слабый).
Это деление имеет практическое значение, т. к. для больных каждой из этих групп требуются разные приемы обучения, воспитания и ухода.
При идиотии речь отсутствует или ограничивается лишь отдельными словами, осмысление окружающего недоступно, простейшие навыки самообслуживания отсутствуют или очень слабо развиты; эти глубоко слабоумные больные нуждаются в постоянном надзоре и уходе.
Имбециллы овладевают элементами речи, но запас слов мал, а речь неправильна в смысле артикуляции. Мышление развито слабо; владея определенным запасом представлений и отдельными конкретными понятиями, они неспособны к обобщению и отвлеченному (абстракному) мышлению.
Обучение их чтению, письму и счету очень затруднено даже в условиях специальной школы: зная буквы, они с трудом складывают их в слова, отвлеченный счет им недоступен.
При правильном воспитании им удается привить элементарные навыки труда; однако возможности самостоятельного приспособления к жизни у них ограничены, они нуждаются в опеке.
Дебилы владеют речью, двигательные нарушения у них наблюдаются реже и легче исправляются. Они более целенаправленны и могут обучаться грамоте в пределах 4—5 классов; но высшие формы познавательной деятельности, способность к отвлеченному мышлению у них недоразвиты. Поэтому они должны обучаться по соответствующей программе и особыми методами в условиях специальной (вспомогательной) школы.
Дебилы могут овладеть несложной профессией, приспособиться к условиям жизни и вести самостоятельное существование.
Профилактика.
В связи с тем, что большинство случаев олигофрении связано с вредностями, действующими на зачаток и плод, а также на детей раннего возраста, наиболее действенным путем профилактики является система мероприятий по охране беременных женщин, кормящих матерей и детей в младенческом возрасте от травм, инфекционных и токсических заболеваний.
Очень важно установить особое наблюдение за детьми, подвергавшимися вредностям во внутриутробном периоде, во время родов и в первые годы жизни.
Важной профилактической задачей является раннее распознавание олигофрении, своевременное начало лечения и медико-педагогические работы с больными детьми.
Лечение наиболее эффективно в тех случаях, когда известна причина недоразвития (сифилис, токсоплазмоз, внутрисекреторные нарушения и др.).
Во всех случаях олигофрении применяется терапия, стимулирующая развитие интеллекта и речи ребенка (глютаминовая кислота, липоцеребрин, витамины).
При наличии двигательного беспокойства применяют успокаивающие средства (препараты брома, валерьяны, кальция). При некоторых формах олигофрении (больным с патологическим поведением, расторможением грубых влечений) показано лечение аминазином.
Во всех случаях олигофрении обязательно проведение лечебно-педагогических мер, специальных приемов обучения, воспитания и трудоустройства.
Г. Е. Сухарева, Л. С. Юсевич