ШИНЫ
ШИНЫ — приспособления, применяемые для создания неподвижности (иммобилизации) и покоя поврежденной или больной части тела.
Чаще всего шины накладывается при переломах костей, повреждениях суставов и обширных ранениях мягких тканей конечностей.
Они препятствуют смещению костных обломков и дальнейшему повреждению ими мягких тканей, уменьшают опасность кровотечения, устраняют или уменьшают боль, предупреждая развитие шока и инфекции при открытых и огнестрельных ранениях.
Шины изготавливаются из твердого, прочного и пластичного материала: их делят на транспортные и лечебные. Наложение транспортной шины является временной мерой, однако оно имеет исключительное значение не только для дальнейшего течения повреждения, но и для жизни больного. В связи с этим оно является важнейшим мероприятием при оказании первой помощи.
Рис. 1. Шина Крамера
Рис. 2. Шина Дитерихса: в разобранном виде (1); шина на больном (2)
Транспортные шины накладываются на время переноски или перевозки пострадавшего. Для этого пользуются стандартными шинами (картонными, фанерными, сетчатыми и так наз. лестничными шинами Крамера, рис. 1) и шинами, имеющими приспособления для вытяжения конечности (рис. 2 и рис. 3).
Если нет стандартных транспортных шин, для оказания первой помощи при несчастных случаях пользуются импровизированными шинами, изготовленными на месте происшествия из подручного материала — деревянных палочек, досок, связанных в пучки прутиков, туго связанных жгутов соломы и т. д.
В качестве шины можно использовать мешки с песком. В крайних случаях для примитивной иммобилизации может быть использовано прибинтовывание верхней конечности к туловищу, а нижней — к здоровой конечности.
Лечебные шины прйменяются гл обр в виде гипсовых лонгет (рис. 4) (см. Гипсовая повязка), а также в виде специальных шин (рис. 5) для лечения переломов методом вытяжения.
Гипсовая шина может также служить как транспортная.
Рис. 3. Шина Томаса (1), шина на больном (2)
Рис. 4. Гипсовая шина
Рис. 5. Шина Белера с вытяжением