ГИГИЕНА ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ

ГИГИЕНА ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ — отрасль гигиены, изучающая вопросы сохранения и укрепления здоровья детей и подростков от рождения до 18-20 лет.

Научно-практическая деятельность в области гигиены детей и подростков в СССР направлена на все детские и подростковые коллективы, объединенные в учреждениях различного типа (дошкольных, школьных и внешкольных).

Гигиена детей и подростков возникла в 19 в. как школьная гигиена, когда выявился ряд вредных влияний школы на развитие и здоровье детей (большой процент нарушении зрения, искривлений позвоночника, расстройств пищеварения, нервных заболеваний).

Отечественные ученые внесли большой вклад в разработку вопросов школьной гигиены.

В Советском Союзе в связи с ростом сети детских и подростковых учреждений определились и расширились содержание и задачи гигиены детей и подростков, получившей принципиально новое направление: от констатации отрицательных явлений и разработки частных мероприятий для их устранения она перешла к активному участию в организации всего учебно-воспитательного школьного процесса, превратившись в самостоятельную научную дисциплину.

В задачи гигиены детей и подростков входят изучение влияния факторов внешней среды на организм детей и подростков, разработка гигиенических нормативов детских учреждений, режима учебно-воспитательной и производственной работы, физического воспитания различных возрастных групп, вопросов питания.

Вскрывая сущность явлений и процессов, происходящих в организме детей и подростков под влиянием разных условий (состояния воздушного, теплового, светового режимов помещений, учебной и трудовой нагрузки, занятий спортом, физическими упражнениями, закаливания и пр.), гигиена детей и подростков не только объясняет их причины, но разрабатывает мероприятия по улучшению условий в интересах воспитания здоровых людей.

Изучение физического развития, состояния здоровья и заболеваемости позволяет устанавливать возрастные особенности детского организма, закономерности его развития, выявлять факторы, положительно и отрицательно влияющие на развитие и здоровье ребенка, анализировать причины часто встречающихся заболеваний в разных возрастных группах и разрабатывать мероприятия по их предупреждению.

Организатором оздоровительных мероприятий для детей и подростков является в первую очередь врач; в задачи которого входит контроль: за физическим состоянием и развитием детей и подростков, за правильной организацией физкультурных занятий, закаливания, школьной нагрузкой, за санитарным режимом школы и др.

Проведение гигиенических мероприятий в школе и в детских учреждениях возлагается на директора и педагогов.

Воспитательная работа с родителями, санитарное просвещение по вопросам гигиены детей и подростков также занимают большое место в медицинской и педагогической работе детских учреждений.

Борьба с болезнями детей

Борьба с болезнями детей проводится прежде всего путем укрепления детского организма, чему способствуют санитарное благоустройство школ, квартир, а также правильный режим и питание ребенка.

Для создания необходимых санитарных условий используется и самодеятельность самих детей и подростков, для чего в школах под руководством врачей создаются кружки БГСО («Будь готов к санитарной оборонен), а также привлекаются широкие круги общественности.

Специфические мероприятиями по борьбе с инфекционными заболеваниями являются: строго проводимая система немедленного выяснения причин неявки в дошкольное учреждение, на занятия, изоляция заболевших; письменное разрешение врача для выздоровевших детей и детей, находившихся в контакте с инфекционным больным; осуществление своевременной целесообразной дезинфекции и прививок предохранительных.

При изучении гигиенических основ учебно-производственной и учебно-воспитательной работы ставятся следующие задачи: профилактика утомления и переутомления, разработка наиболее рациональных с гигиенической точки зрения режимов учебных и производственных занятий для учащихся разного профиля школ, разных возрастов, состояния здоровья, характера выполняемой работы, обобщение опыта, гигиеническое обоснование содержания, форм и организации самообслуживания в школах.

Режим дня

Дети с раннего возраста должны быть приучены к определенному режиму дня, т. е. в одно и то же время вставать, есть, гулять, играть, учиться, ложиться спать.

Регулярный режим дня способствует выработке у ребенка ряда условных рефлексов на время; так, если ребенок приучен получать пищу в определенные часы, у него появляется аппетит, как только наступает время очередной еды.

Определенный порядок привычных действий благоприятно влияет на функции и развитие нервной системы.

В жизни ребенка громадное значение имеет сон. Сон обеспечивает нормальную работу центральной нервной системы и всего организма в целом. Потребность детей в сне тем больше, чем меньше ребенок.

Продолжительность ночного сна здоровых детей в возрасте 2-5 лет должна быть не менее 12 часов, 6-8-летнего возраста — не менее 11 часов: кроме того, детям до 7-летнего возраста необходимы 1½-2 часа дневного сна, детям в возрасте 7 лет после учебных занятий в школе желателен 1 час дневного сна.

Для детей 9-12 лет продолжительность ночного сна должна быть не меньше 10½-10 часов; 13-15 лет — 9½-9 часов; 16 лет — 9-8½ часов; 17-18 лет — 8½-8 часов.

При этом необходимо строго соблюдать время отхода ко сиу и пробуждения.

Для сна ребенку необходимо выделить предназначенную только для него кровать.

Перед сном нельзя давать ребенку есть — ужин он должен получать за 1-2 часа до отхода ко сну, т. к. переполненный желудок (как и мочевой пузырь) мешает сну.

Для глубокого, покойного сна имеет большое значение свежий воздух.

Поэтому необходимо проветривать комнату перед сном, не допускать курения в комнате, где спит ребенок; желательно, чтобы он спал при открытой форточке.

Для правильного развития детского организма нужен чистый воздух; поэтому необходимы ежедневные прогулки и игры детей на свежем воздухе независимо от погоды.

Сильные морозы не должны прерывать ежедневных прогулок; надо только сократить их продолжительность до 15-20 мин., повторяя несколько раз в день.

С раннего возраста детям должны прививаться правила личной гигиены: дети должны привыкнуть обязательно мыть руки, шею и лицо, чистить зубы утром или перед сном, мыть руки перед едой и после посещения уборной, не реже раза в неделю мыть все тело.

Для мытья рук и лица надо пользоваться текучей водой (из водопровода, умывальника и т. п.).

С первых дней жизни надо приступить к закаливанию организма ребенка, повышающему устойчивость к простудным заболеваниям и способствующему его приспособляемости к изменениям внешней среды.

Закаливание организма детей достигается применением воздушных и солнечных ванн и водных процедур (обтирания и обливания, которые можно начинать с 2-3-месячного возраста).

Режим дня в детском саду включает питание, игры, прогулки (5-6 часов), организованные занятия, сон.

Режим школьника

Режим школьника включает организацию учебного года (его длительность, продолжительность учебных четвертей, каникул), недели, дня, в зависимости от учебного плана школы и каждого класса.

В школе, как правило, занятия начинаются не позднее 9 часов утра в односменной школе и 8 часов 30 мин. — в двухсменной.

Занятия второй смены должны кончаться не позднее 19 часов.

Школьный режим регламентирует также продолжительность занятий в школьных мастерских, на производстве, внеклассных занятий (учебных, работы в кружках, выполнение общественных поручении) и отдых (прогулки, игры, спорт).

Работа на производстве 15-16-летних школьников не должна превышать 4 часа, а 17-18-летних — 6 часов.

Наиболее эффективная продолжительность приготовления домашних заданий для учащихся 1-го класса — 1 час; для 2-го класса — 1-1½ часа; для 3-4-х классов — 1½-2 часа: для 5-6-х классов — 2 часа; для 7-го класса — 2½-3 часа; для 8-10-х классов — 3-4 часа.

При приготовлении домашних заданий нужно делать перерывы по 10-20 мин. через каждые 45 мин. — 1 час.

Одним из важнейших оздоровительных мероприятий является пребывание на свежем воздухе, длительность которого должна быть для учащихся 1-4-х классов не менее 3,5 часа в сутки, для 5-6-х классов — 3 часов, 7-10-х классов — 2,5-2 часов.

Кроме того, помещения, в которых проводятся занятия (классные комнаты, лаборатории, мастерские) должны тщательно проветриваться до занятии и во время перемен.

В каникулы и выходные дни режим дня школьника должен организовываться с учетом длительного пребывания на воздухе.

Правильно организованный режим детей повышает их работоспособность, способствует успеваемости в учебе, создает бодрое настроение и интерес к развлечениям, играм, творческой деятельности; вместе с тем он способствует нормальному физическому развитию и укреплению здоровья.

Для детей, нуждающихся в особом режиме, создаются специальные условия, при которых они могут продолжать учение и улучшать здоровье; это осуществляется в санаторно-лесных школах, школах-санаториях и пр.

В этих учреждениях, наряду с учебными занятиями, дети с ослабленным здоровьем получают соответствующее питание, отдых (сон) на открытом воздухе и медицинскую помощь.

Большую помощь в разрешении задач физического воспитания в школе оказывают различные мероприятия в режиме учебного дня: гимнастика до занятий, физкультминутки на уроках (в младших классах), подвижные игры на больших переменах, организация спортивных кружков, занятия учащихся в спортивных секциях и пр.

Все мероприятия по физическому воспитанию учащихся проводятся под контролем врача.

Питание

В сохранении здоровья детей и подростков большое значите имеет правильное питание.

Пища должна быть питательной, вкусной, разнообразной, содержать достаточное количество белков, жиров, углеводов, витаминов и минеральных веществ.

В суточный рацион ребенка должны входить белки как животного (яйца, творог, молоко, мясо, рыба), так и растительного происхождения (содержатся в крупах, картофеле, капусте); суточная норма белка для детей от 1 года до 11 лет колеблется в зависимости от возраста от 25 до 80 г, в возрасте от 11 до 18 лет — от 98 до 120 г.

Углеводы, основным источником которых являются растительные продукты, в суточной норме ребенка в зависимости от возраста составляют от 100 до 470 г.

Жиры, из которых весьма ценны жиры молочных продуктов (сливочного масла, сметаны, молока), содержащие витамины А и D, входят в суточный рацион в количестве 50-80 г для детей от 1 года до 11 лет и 86-100 г — для подростков от 11 до 18 лет (включая растительное масло, которое должно составлять 10-15% жиров).

Вместе с пищей и питьем ребенок должен получать в сутки 1,5-2 л жидкости.

Приемы пищи должны проводиться 4-5 раз в сутки (каждые 3-4 часа), всегда в одно и то же время.

Суточный прием пищи следует распределять так: 20-25% пищи съедается за завтраком, 40-50% — за обедом, 10-15% — в полдник, 20-25% — за ужином (см. Питание).

Еда должна происходить в культурной обстановке с соблюдением строжайшей чистоты (посуда, скатерти или клеенки; обязательное мытье рук перед едой).

Гигиена детей и подростков разрабатывает гигиенические вопросы строительства школ, школ-интернатов, детских садов и других учреждений для детей и подростков, размещения их на территории городов и поселков, учебного и производственного инвентаря, инструментария, учебных пособий, игрушек.

Типы школьных зданий варьируют в зависимости от сроков обучения (8- или 11-летние школы) или количества учащихся в школе.

Классные помещения должны быть удобными и просторными; они строятся из расчета 1,25 м2 площади на каждого ученика.

Дневное освещение должно быть левосторонним (по отношению к ученикам) и должно обеспечивать достаточную освещенность всех рабочих мест.

Это достигается таким устройством окон, при котором соотношение их застекленной площади к площади пола комнаты составляет 1:4 и не менее 1:5 (принято считать, что класс освещен достаточно,если каждый ученик видит со своего места хоть кусочек неба).

Наиболее употребительная окраска стен помещений светло-серая, светло-желтая; предпочтительна масляная краска, чтобы стены можно было легко мыть.

В учебных помещениях должна поддерживаться постоянная температура (16-18°).

Для хорошего проветривания комнаты должны быть оснащены фрамугами, а лаборатории — вытяжными шкафами.

Важным является обеспечение коллектива учащихся доброкачественной водой как для питья, так и для поддержания чистоты; необходимо иметь достаточное количество умывальников.

Желательна организация душевых установок и плавательного бассейна.

Школьная мебель

Школьная мебель должна быть прочной, устойчивой и легко поддаваться чистке.

Размеры и конструкции парт, столов, верстаков должны способствовать во время занятий правильному положению: прямое положение туловища (при котором исключены затруднения дыхания и кровообращения); слегка наклоненная вперед голова (с сохранением расстояния глаз от предметов на столе в 30-35 см); выпрямленное положение голеней и стоп; свободное положение предплечий и кистей рук на столе, обеспечивающее разгрузку позвоночника без напряжения мышц верхнего плечевого пояса.

Размеры парт и оборудования лабораторий и мастерских определяются размерами и пропорциями тела учащихся с учетом изменения их за время пребывания в школе.

Каждой группе учащихся с разницей роста в 10 см нужны парты другого размера; в соответствии с этим установлены точные размеры и конструкции парт.

Медико-санитарное обслуживание

Медико-санитарное обслуживание детей и подростков проводится врачами и сестрами школ, школ-интернатов, дошкольных учреждении и системы трудовых резервов.

Особого внимания заслуживают кабинеты профессиональной консультации, в функции которых входит оказание помощи учащейся молодежи при выборе профессии в соответствии с состоянием здоровья, физическими возможностями, интересами и способностями.

В связи с законом об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в СССР проводится огромное строительство детских учреждений и перед гигиенической наукой ставятся большие задачи, решение которых возложено на научно-исследовательские институты гигиены детей и подростков Академии медицинских наук СССР, физического воспитания и школьной гигиены Академии педагогических наук РСФСР, кафедры гигиены детей и подростков медицинских институтов, областные, городские, районные санитарно-эпидемиологические станции.

Преподавание гигиены детей и подростков как учебной дисциплины ведется на специальных кафедрах медицинских и педагогических институтов.

М. Д. Большакова (Список авторов крупных статей) >>>

Родительский клуб >>>

Родительский клуб

«12 шагов в будущее». По просьбам молодых мам и пап, а также тех, кто только готовится стать родителями, в течение всего года мы постараемся провести их через нелегкие и ответственные первые 12 месяцев жизни ребенка. Чему-то научим, от чего-то предостережем. Ведет рубрику врач-педиатр, кандидат медицинских наук Валентина Ивановна ШИЛЕНКИНА.

ВРАЧ РАЗЪЯСНЯЕТ, ПРЕДОСТЕРЕГАЕТ, РЕКОМЕНДУЕТ: «ЗДОРОВЬЕ ДЕТЕЙ»

Рекомендации врачей по материалам журнала "Здоровье" Подробнее >>>

Сексуальное воспитание подростков: Руководство для родителей
"Мамины «почему?»" >>>

Мамины «Почему»

По вашей просьбе, дорогие читательницы, мы вводим новую рубрику "Мамины «почему?»", где на вопросы, связанные с воспитанием самых маленьких, будут отвечать опытные специалисты. Будем печатать также советы мам и пап, почерпнутые из копилки их семейного опыта.

ВРАЧ РАЗЪЯСНЯЕТ, ПРЕДОСТЕРЕГАЕТ, РЕКОМЕНДУЕТ: «ЗДОРОВЬЕ ДЕТЕЙ»

Рекомендации врачей по материалам журнала "Работница" Подробнее >>>

ledy

  • Online книги:

  1. Устранение дефектов одежды:
  2. Конструктивные дефекты одежды
  3. Технологические дефекты
  4. Примерка образцов одежды
  5. Уточнение конструкций одежды для фигур разного телосложения










Использование
материалов сайта

http://encemedic.liferus.ru/

только с разрешения владельца сайта

Copyscape Plagiarism Checker - Duplicate Content Detection Software

http://www.copyscape.com/

вензель



Copyright     © 2007 Все права защищены.