ГИГИЕНА

ГИГИЕНА (от греч. hygiainein — быть здоровым) — отрасль медицины, изучающая влияние условии жизни на здоровье человека, разрабатывающая мероприятия, направленные на предупреждение возникновения болезней и на создание условий, обеспечивающих сохранение здоровья.

На основе изучения факторов внешней среды гигиенисты разрабатывают нормативы и практические мероприятия, которые используются для улучшении условии жизни человека и для оздоровления населения.

Человек не только находится под воздействием внешней среды — он сам непрерывно влияет на нее и на основе научных данных может это делать в интересах своего здоровья, изменяя условия труда и быта.

Гигиена как наука о здоровье человека широко использует методы исследования и данные ряда других дисциплин: физиологии, патологии, бактериологии, клинической медицины, химии, физики, климатологии и др.; она тесно связана и с общественными науками, демографией и медицинской статистикой.

Гигиенические мероприятия являются существенной частью профилактики.

Практическое применение научных положений, разработанных гигиенистами, составляет содержание санитарии.

Между гигиеной и санитарией существует теснейшая связь: гигиенист должен уметь проводить санитарные мероприятия, а санитарный врач своей деятельностью может способствовать развитию гигиенической науки.

Широкие мероприятия, направленные на улучшение здоровья людей, могут быть проведены только в масштабе всей страны.

Поэтому они приобретают государственный характер и находят отражение в государственном законодательстве.

В социалистическом обществе гигиенические мероприятия входят в общие государственные планы промышленного, сельскохозяйственного, коммунального и культурного строительства с целью создать наиболее благоприятные условия для жизни и трудовой деятельности населения.

В далеком прошлом гигиена представляла собой лишь собрание наблюдений из житейского опыта в области личного быта; в значительной части требования гигиены были связаны с религиозными обычаями.

Современная гигиена как наука возникла и развивалась в 18 и особенно в 19 вв. преимущественно в интересах господствующих классов.

Иллюстрацией этого является значительный рост благоустройства центральных районов в городах капиталлистических стран с сохранением в них в то же время трущоб, т. е. кварталов с крайне неблагоприятными санитарными условиями жизни.

Развитие гигиены в 19 в. диктовалось необходимостью борьбы с эпидемиями (холера, паразитарные тифы, оспа и др.), а общий рост естествознания на основе экспериментальных методов, выводы которого восприняла и гигиена, способствовал ее успехам.

В то же время развитие техники позволило реализовать ее достижения для целей гигиены (т. наз. санитарная техника - водопроводы, канализация, оборудование жилищ, очистка и пр.).

Борьба с эпидемиями: требовала проведения оздоровительных мероприятий, прежде всего в области благоустройства населенных мест.

Для обоснования этих мероприятии и для разработки соответствующих нормативов гигиены в 19 в. впервые перешла на экспериментальные методы изучения влияния внешней среды на здоровье человека, используя при этом достижения и методы физико-химических наук, физиологии, микробиологии и эпидемиологии.

В этот же период возникли первые гигиенические научные учреждения и появились научные работы по общей экспериментальной гигиене: за рубежом М. Петтенкофера, М. Рубнера (Германия); в России •— А. И. Доброславина и Ф. Ф. Эрисмана.

Как наука о здоровье широких трудящихся масс гигиена получила возможность неограниченного развития только в социалистическом обществе.

Гигиена в СССР основана на учении о неразрывном единстве организма и внешней среды.

Содержание и задачи ее, вытекающие из политики Коммунистической партии, выражены в программе партии и в решениях ЦК КПСС по вопросам здравоохранения, а также в актах органов государственной власти и государственного управления.

Расширение содержании и задач гигиены привело к значительному развитию дифференциации этой науки в СССР.

Единая ранее гигиена разделилась на отдельные дисциплины: коммунальная гигиена, гигиена труда, питания, гигиена детей и подростков, социальная (организация здравоохранения).

В практическом применении выделяются также специализированные отрасли гигиены: военная, морская, авиационная, транспортная (железнодорожная и водных путей), курортная и др.

Для подготовки специалистов по гигиене (санитарных врачей) в части медицинских институтов выделены особые санитарно-гигиенические факультеты.

Для разработки научных и научно-практических вопросов имеется сеть научно-исследовательских санитарно-гигиенических институтов.

См. также Гигиена детей и подростков, Гигиена коммунальная, Гигиена личная, Гигиена питания, Гигиена труда.

ledy

  • Online книги:

  1. Устранение дефектов одежды:
  2. Конструктивные дефекты одежды
  3. Технологические дефекты
  4. Примерка образцов одежды
  5. Уточнение конструкций одежды для фигур разного телосложения


  •  







Использование
материалов сайта

http://encemedic.liferus.ru/

только с разрешения владельца сайта

Copyscape Plagiarism Checker - Duplicate Content Detection Software

http://www.copyscape.com/

вензель



Copyright     © 2007 Все права защищены.