ДЕТСКИЕ БОЛЕЗНИ
ДЕТСКИЕ БОЛЕЗНИ — группа заболеваний, встречающихся преимущественно или исключительно у детей, или такие болезненные состояния, которые в детском возрасте имеют особое течение (например, диспепсия детская, некоторые формы кожных сыпей и др.).
До начала 19 века детские болезни не выделялись в отдельную группу: маленькие дети обычно лечились врачами - акушерами или акушерками, а старшие дети — врачами для взрослых.
Основанием к выделению детских болезней в самостоятельный раздел медицины послужили громадная заболеваемость и смертность детей преимущественно первого года жизни.
Детские болезни в России начали изучаться по-настоящему после организации первой в России и второй во всей Европе детской больницы в Петербурге (в 1834 г.), а затем и в Москве (в 1842 г.).
С этого времени появилась новая врачебная специальность — врач по детским болезням.
По мере изучения детских болезней стало ясно, что детство нужно делить на отдельные периоды, характеризующиеся особенностями развития ребенка данного возраста и его заболеваниями.
В настоящее время детство делится на следующие периоды: период новорожденности (первые 3 недели), грудной возраст (до года — полутора лет), преддошкольный период (ясельный возраст — до 3 лет), дошкольный (до 7 лет), младший школьный (до 12 лет) и старший школьный, или подростковый, возраст, так называемый период полового созревания (до 18 лет).
В периоде новорожденности (см. Новорожденный) наиболее часто встречаются заболевания, связанные с родовой травмой, кровоизлиянием в мозг или недоношенностью.
У новорожденного имеется врожденная сопротивляемость по отношению к некоторым инфекциям, например, к дифтерии, скарлатине, кори; но наряду с этим он очень чувствителен к гноеродным микробам, в первую очередь к стафилококкам, которые могут вызвать у него гнойное заболевание пупочной ранки, гнойничковые поражения кожи и даже тяжелое заболевание — сепсис новорожденного.
Особенно чувствительны к таким инфекциям недоношенные дети.
Снижение температуры в помещении, плохой уход, недостаток белья могут легко привести к возникновению у новорожденного, а тем более у недоношенного ребенка одного из самых тяжелых для этого возраста заболеваний — воспаления легких (пневмонии).
Для этого периода детства характерно бурное развитие заболеваний с вовлечением в него ряда органов и систем.
У детей грудного возраста (см. Грудной ребенок) основным физиологическим процессом является пищеварение.
Приспосабливаемость к перемене пищи у грудного ребенка крайне ограничена.
Наиболее часто возникают расстройства пищеварения, диспепсии детские, нарушения обменных процессов, вследствие которых появляются расстройства питания (дистрофии) с потерей веса.
Заболевания желудочно-кишечного тракта в грудном возрасте легко принимают характер общего тяжелого заболевания с наклонностью к токсикозу (рвота, судороги, бессознательное состояние).
Дети грудного возраста легче заболевают дизентерией, чем дети старшего возраста, а тем более взрослые люди.
В прежнее время диспепсии и дизентерия носили название «летних детских поносов» и уносили громадное количество детских жизней, особенно у матерей, занятых на сельских работах или на предприятиях.
Главной причиной их возникновения является несоблюдение санитарно-гигиенического режима питания, т. е. прикорм ребенка неподходящими для его возраста продуктами.
Другим тяжелым заболеванием, встречающимся у детей всех возрастов, но протекающим исключительно тяжело в грудном возрасте, являются заболевания органов дыхания (особенно воспаление легких).
Те же нарушения питания и, главное, недостаточное пользование свежим воздухом и солнцем являются основной причиной развития рахита — заболевания, которое, изменяя костный скелет, в то же время поражает весь организм маленького ребенка, снижает его сопротивляемость и ухудшает его дальнейшее физическое развитие.
Дети преддошкольного и дошкольного возрастов на прогулках и в играх общаются со своими сверстниками, и поэтому у них повышается возможность заболевания острыми детскими инфекциями — корью, коклюшем, ветряной оспой, дифтерией, скарлатиной. (См. «Кому сегодня угрожает дифтерия» )
В значительной мере частота заболеваний инфекционными болезнями в этом возрасте объясняется также утратой врожденной невосприимчивости (иммунитета), которую ребенок получает при рождении от своей матери.
Поэтому, чем старше ребенок (этого периода детства), тем легче у него появляется возможность заболевания.
В связи с этим целый ряд прививок для выработки защитных свойств организма (иммунитета) проводится именно в преддошкольном и дошкольном возрастах.
В школьном возрасте чаще всего встречаются острые заразные заболевания, но они значительно менее опасны, чем у маленьких детей.
Дети старшего возраста, школьники чаще всего без осложнений переносят корь и коклюш, вызывающие у грудного ребенка опасные осложнения со стороны легких.
В школьном возрасте чаще встречаются ангины и нередко связанное с ними одно из очень серьезных заболеваний сердечно-сосудистой системы — ревматизм.
У детей старшего школьного возраста (период полового созревания), помимо ревматизма, часто встречаются функциональные расстройства со стороны сердечно-сосудистой и нервной систем и желез внутренней секреции (эндокринных).
Это в значительной степени связано со свойственной этому возрасту нестойкостью нервной и эндокринной систем.
При этих заболеваниях особенно важна роль окружающей обстановки: чаще всего функциональные расстройства встречаются у школьников, ведущих негигиеничный образ жизни, мало занимающихся спортом, прогулками, не в меру посещающих кино, театр и т. д.
Таким образом, различные формы детских болезней тесно связаны в первую очередь с возрастом ребенка, обусловливающим реакцию организма на заболевание, и с сопротивляемостью его организма.
Установлено, что даже микроб, обладающий сильным токсическим действием, у здорового ребенка с хорошей сопротивляемостью вызывает менее тяжелую форму заболевания, чем у ребенка с пониженным питанием (гипотрофией).
Сопротивляемость организма ребенка находится всецело в связи с условиями внешней среды.
Одно и то же по характеру микробного возбудителя заболевание, например, туберкулез, дает в различных возрастных группах и при различных условиях внешней среды разные формы и исход: в грудном и раннем детском возрасте чаще встречаются наиболее опасные формы так называемого милиарного туберкулеза; у ослабленных, вследствие неблагоприятных условий или предшествовавших заболеваний, школьников — так называемая кавернозная форма (см. Туберкулёз).
Профилактика и лечение
Профилактика и лечение детских болезней должны быть организованы на основе особенностей детского организма.
В СССР с самого первого дня рождения ребенок окружается тщательным уходом в детских комнатах родильных домов, где мать обучается уходу за новорожденным.
В результате этого даже недоношенные дети, весом ниже 2 тыс. г, раньше считавшиеся нежизнеспособными, выживают и в дальнейшем хорошо развиваются.
Правильная организация акушерской помощи свели к минимуму родовые травмы у детей.
Высокое санитарное состояние акушерских учреждений привели почти к полному исчезновению сепсиса новорожденного.
Хорошая работа консультаций для грудных детей способствует сохранению грудного вскармливания до 4-5 месяцев, благодаря чему снижается заболеваемость диспепсией.
Чрезвычайно важна планомерная постановка лечебной помощи в сети детских учреждений.
Чем раньше начато лечение того или другого заболевания, тем больше шансов на его благоприятный исход.
Для этого широкие круги населения должны знать способы предупреждения детских заболеваний и особенно первые их симптомы.
С этой целью в СССР проводилась санитарно-просветительная работа путем организации лекций, бесед по радио, в учреждениях и на предприятиях, выпуска санитарно-просветительной литературы, кинофильмов и т. п.
Для предупреждения инфекционных заболеваний детям проводят обязательные предохранительные прививки (противотуберкулезные, противодифтерийные, против полиомиелита и др.).
Но даже правильно проводимые прививки далеко не всегда дают абсолютную гарантию от заболевания.
Ослабленные дети, получившие прививки, все же скорее заболевают, чем привитые физически крепкие.
Поэтому наряду со специфическими прививками в борьбе за повышение сопротивляемости организма ребенка должно найти место и закаливание организма.
Ю. Ф. Домбровская
Родительский клуб >>>
«12 шагов в будущее». По просьбам молодых мам и пап, а также тех, кто только готовится стать родителями, в течение всего года мы постараемся провести их через нелегкие и ответственные первые 12 месяцев жизни ребенка. Чему-то научим, от чего-то предостережем. Ведет рубрику врач-педиатр, кандидат медицинских наук Валентина Ивановна ШИЛЕНКИНА.
"Мамины «почему?»" >>>
По вашей просьбе, дорогие читательницы, мы вводим новую рубрику "Мамины «почему?»", где на вопросы, связанные с воспитанием самых маленьких, будут отвечать опытные специалисты. Будем печатать также советы мам и пап, почерпнутые из копилки их семейного опыта.
Кому сегодня угрожает дифтерия
Кому же она угрожает? Прежде всего детям, которым по тем или иным причинам (нередко не из-за медицинских противопоказаний, а по прихоти родителей) не сделаны прививки против дифтерии. Дифтерия может угрожать также подросткам и взрослым. Это объясняется утратой прививочного иммунитета (ранее применявшиеся вакцины обеспечивали его на менее длительный срок). Подробнее >>>
Стоматит у детей
Дети очень чувствительны к вирусу герпеса, особенно в возрасте от года до трех лет. Есть данные, говорящие о том, что острый герпетический стоматит встречается так же часто, как свинка, в 5-6 раз чаще, чем корь и скарлатина, и лишь чуть реже, чем ветряная оспа.
У 80 детей из ста, заболевших стоматитом, он бывает герпетического происхождения. Причем заражаются дети не только друг от друга, но очень часто и от взрослых. Достаточно, например, матери, у которой на губах появились герпетические высыпания, поцеловать малыша, чтобы у него начался стоматит. Но вирус может передаваться и воздушно-капельным путем, а также через посуду, белье, игрушки и другие предметы, которыми пользовался больной. Подробнее >>>
У ребенка повысилась температура
Скачок температуры всегда пугает и тревожит родителей. Ясно — ребенок заболел. Но чем?
Прежде чем ставить диагноз и принимать какие-либо меры, давайте выясним, все ли умеют правильно измерять у ребенка температуру тела.
Прежде всего «стряхните» термометр и убедитесь, что ртутный столбик находится в самой его ямке. Термометр лучше ставить под мышку. Но при этом обязательно придерживайте ручку ребенка, аккуратно прижимайте ее к телу.
Если это совсем еще кроха, можно поставить термометр в паховые и даже шейные складочки.
Запомните только, что на коже, где располагается термометр, не должно быть покраснений, потертостей, ссадин, гнойничков, фурункулов, опрелости. Подробнее >>>
Сигнал тревоги Горло болит...
Не жалуясь «на горло», не вырастает ни один ребенок. ОРВИ часто сопровождается неприятными ощущениями в горле. Это, пожалуй, даже не боль, а так — «першит», «саднит».
Заглянув малышу в горло, мама без труда обнаружит легкое покраснение, причем не только миндалин, но и задней стенки глотки и всего зева. Миндалины почти не увеличиваются. Глотать ребенку при этом небольно, могут быть неприятные ощущения, одновременно кашель, насморк.
Если же боль в горле — признак ангины, это настоящий сигнал тревоги. Ангина — острое инфекционное заболевание. И если вы посмотрите горло ребенку, то увидите, что ткань миндалин набухла, стала сочной, красной, увеличилась в размерах — миндалины почти смыкаются. Подробнее >>>
Ложный круп и другие неприятности, или этот многоголосый кашель
«Доктор, ребенок сильно кашляет, послушайте, нет ли чего-нибудь в легких?» — обычный вопрос родителей. Кашель часто сопровождает самые различные детские недомогания.
Даже в классической литературе (вспомним — у Короленко, Чехова) больной ребенок непременно кашляет. Для родителей кашель малыша — тревожный сигнал. И, конечно, первый вопрос, который у них возникает: нет ли у ребенка воспаления легких?
Вообще-то многочисленные неприятности, связанные с кашлем, — это не обязательно воспалительные процессы в легких. У кашля есть множество особенностей и оттенков, которые способен различить даже не очень тонкий музыкальный слух.
Родителям полезно уметь выявлять эти особенности, чтобы знать, как вести себя, чтобы помочь, а не навредить своему ребенку. Подробнее >>>